Вернуться в городок Дерри в 1962 году, когда бесформенный кошмар только начинает находить свой облик. HBO преподносит нам не просто приквел к кинодилогии «Оно» Андреса Мускетти, а принципиально новый взгляд на происхождение зла, которое Стивен Кинг когда-то назвал «Оно».
Действие разворачивается за тридцать семь лет до событий первого фильма, когда в городе начинают исчезать дети, а взрослые либо закрывают на это глаза, либо попросту не в состоянии заметить. Сценарий ловко разделяет своё внимание между двумя абсолютно разными мирами, которые, казалось бы, не должны иметь ничего общего. С одной стороны, это мир подростков — Лилли, Теодора, Фила, живущих в классическом поселении провинциальной Америки, когда исчезновение друга остаётся практически незамеченным взрослыми. С другой — это история майора Лероя Хэнлона, ветерана Корейской войны, прибывшего на военную базу США в Дерри с секретной миссией.
Вместо дешёвых прыжков с испугом, вместо монстров на каждом углу, сериал выстраивает атмосферу через композицию кадра, музыкальное оформление, выбор цветовой палитры. Статуя Пола Баньяна на главной улице, психиатрическая больница, канализационные люки — всё это визуальные якоря, которые сериал использует не для дешевой пугливости, а для создания накопительного эффекта.
Билл Скарсгард возвращается на роль Пеннивайза, но в сериале персонаж появляется не сразу. Это было сознательное решение Мускетти — держать аудиторию в напряжении, заставляя её чувствовать присутствие зла через его отсутствие. Когда Пеннивайз наконец выходит на экран, зритель осознаёт, что всё предыдущее время был в его ловушке, даже не понимая этого. Это не клоун, это существо, которое медленно, с хищной театральностью, разворачивает свою охоту.
Скарсград сыграет в сериале не только современного Пеннивайза, но и его первоначальный человеческий облик — Боба Грея. Это открывает поле для объяснения происхождения существа, для понимания его эволюции. Если в фильмах Пеннивайз казался почти комическим, то в сериале он предстаёт как разумная, расчётливая сущность, стратег, который ждал нужного момента для пробуждения.
Визуальное оформление сериала — это уникальное путешествие в Америку на рассвете социальных перемен. Военная база, где служит Лерой, полна парадоксов: с одной стороны, здесь проводятся передовые научные разработки, с другой — здесь царит архаичная иерархия.
Одна из ключевых идей сериала состоит в том, что Пеннивайз пробуждается не в пустоте. Он пробуждается в среде, уже насыщенной травмой, предательством, жестокостью.
«Добро пожаловать в Дерри» работает на нескольких уровнях одновременно. Как приквел, он раскрывает происхождение одного из самых успешных ужастиков XXI века. Как социальная драма, он портретирует Америку в момент её кризиса. Как мифологическое сказание, он встраивает события в космос Стивена Кинга, где всё связано, всё резонирует. Как психологический триллер, он исследует, как травма передаётся между поколениями.
